Без рубрики

Детские литургии

Богослужения для маленьких прихожан

В Казанско-Богородицком храме (приход Михаило-Архангельского кафедрального собора) каждое воскресенье совершаются детские богослужения. Речь идет о литургиях, которые специально ориентированы на маленьких прихожан. В чем их особенность?

Во-первых, эти литургии начинаются позже — с 9:00, чтобы дети смогли поспать в выходной день и прийти на службу.

Во-вторых, в богослужении активно участвуют дети – учащиеся Воскресной школы и хоровой школы – они сами следят за свечами, поют, помогают священникам.

В-третьих, для ребят постарше, готовящихся причащаться, проводится общая исповедь: священник вслух зачитывает список грехов, а затем читает разрешительную молитву над каждым исповедующимся. Такой опыт особенно полезен для тех детей, кто недавно начал исповедоваться и причащаться.

Для удобства детей и родителей в храме стоят  детские подсвечники. Здесь есть детский уголок для рисования, столик с православными раскрасками. Для малышей есть специально оборудованный стол для пеленания. Для непосед рядом с храмом работает прекрасная детская площадка.

Существование такого храма и организация детских богослужений – это уникальный опыт для  нашей епархии.  В таком храме ребята чувствуют себя более комфортно и с любовью приходят по воскресным дням в Дом Божий.

Постигать вероучение и приобщаться к православной культуре

Но приобщение детей к вере не должно ограничиваться только богослужениями, потому что как бы ни было важно участие в Таинствах, все-таки за богослужением нельзя окунуться в безграничный мир православия. Поэтому при многих храмах существуют Воскресные школы, в которых дети могут узнать от православных педагогов о Боге, о вере и православной культуре, а также о духовных ценностях и нравственности.

Занятия Воскресной школы Михаило-Архангельского кафедрального собора проходят в Духовно-просветительском центре Ижевской епархии по адресу ул. Свердлова, д.9.

Неотъемлемой частью православной культуры является церковная музыка, без которой немыслимо христианское богослужение. Те ребята, которые проявляют тягу к музыке, могут приобщаться к православной культуре через пение. Для этого при Казанско-Богородицком храме проходят занятия детской хоровой школы. Руководитель хоровой школы — Никулина Светлана Викторовна, преподаватель Республиканского музыкального колледжа г. Ижевска, педагог хоровых дисциплин со стажем более 25 лет. Детский хор постоянно участвует в различных музыкальных конкурсах и участвует в праздничных богослужениях. В 2019 году хор стал лауреатом I степени 12-го Международного Детского Пасхального вокально-хорового фестиваля «Светлая седмица».

Группа для начинающих занимается с 10:00.

Полезные книжки для малышей и родителей

Важную роль в христианском воспитании ребенка играют книги. Из книг мы черпаем не только знания, но и какие-то запоминающиеся на всю жизнь образы, именно с книги начинается формирование эстетических вкусов человека, чтение книг формирует мировоззрение и прививает нравственные устои.

Поэтому в Михаило-Архангельском кафедральном соборе открыта книжная лавка – самая большая и в городе. Здесь представлен очень широкий ассортимент для разных возрастов. Родители смогут найти духовную литературу, книги для семейного чтения и литературу о воспитании. Малыши найдут православные раскраски, книги с играми, красочные книги с житиями святых и рассказами из Священной истории.

Храм — корабль спасения

Церковь всячески старается, чтобы дети с малых лет приобщались к православной вере, именно поэтому нужны такие храмы и такие богослужения. Родителям и крестным стоит задуматься о том как сделать посещение служб не тягостным и регулярным. Предлагаем почитать какие советы родителям дает и какие мысли по этому поводу высказывает православный педагог Анна Сапрыкина, автор книги «Материнские заметки».

Советы родителям

Даже когда дети «не понимают» службу, когда они приходят в храм «просто с родителями», когда «просто стоят» или «просто сидят» – они уже… на корабле, который плывет к Богу. Об этом говорил преподобный старец Паисий Святогорец: «Входя в церковь, представляй, что взошла на корабль, предай себя в руки Божии, пусть везёт тебя куда хочет… И когда зеваешь, и когда клюёшь носом, корабль всё равно плывёт. На корабле один глазеет по сторонам, другой зевает, третий спит, а корабль всё равно плывёт к заданной цели. А ты старайся не спать».

Так что, если наши дети присутствуют на службах, даже «зевая» или «глазея по сторонам», – это уже не бессмысленно, не бесполезно.

Но, безусловно, гораздо лучше, когда дети как-то участвуют в богослужении, когда они во всех отношениях бодрствуют. Учатся молиться. Сознают, что именно происходит в храме, а не просто «никому не мешают».

«Стоять столбом» на службе маятно. Когда у ребенка есть какое-то занятие во время богослужения, то посещение храма становится интересным, и этот интерес сам по себе помогает лучше и глубже узнавать службу. Какое бы то ни было занятие помогает «чувствовать» богослужение, понимать – и со временем учит любить его… Следить за подсвечником, сидеть всю службу на лавочке – это не «профанация», это не «лучше бы ребенок дома остался». Ведь так храм становится родным для ребенка.

Сознательное отношение к богослужению, молитва, а не просто присутствие, понимание происходящего в храме, то, что называется «личная встреча с Богом», происходит у каждого человека в разное время. Святитель Феофан Затворник говорил об этом: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже».

Дети 2–5 лет с трудом могут больше 15 минут тихо сидеть или стоять на одном месте, возрастные особенности развития никто не отменял. Приучать ребенка к благоговению – можно и нужно, но ждать этого благоговения в трехлетнем возрасте – не слишком адекватно. Нужно понимать, что для ребенка необходима смена деятельности: для маленького – через каждые минут 10, для десятилетнего – через каждые минут 40.

Например, поступают так: с трехлетним ребенком заходят в храм. Показывают, как надо перекреститься, поклониться… Когда малыш начинает проявлять слишком неподобающую активность или громкость, можно переключиться на ребенка и предложить ему «организованную» активность. Например, поставить вместе с малышом свечку, помочь ему перекреститься, приложиться к иконе, бросить монетку в ящик для пожертвований.

Часто именно верующие родители способствуют тому, что их дети не хотят искать встречи с Богом. Нередко дети, отказываясь от веры, уходят не от самой веры, а от жестких, унылых или агрессивных родителей, с которыми ассоциируется Церковь… Звучит дико, но некоторые верующие родители будят детей в храм криками, обвинениями. Угрожают детям: не пойдешь в храм – вырублю Wi-Fi/не пущу ночевать к подружке/не дам денег и т. п. Вообще, позволяют себе говорить о вере, о Церкви в раздражении, даже в ярости и в настоящей злобе. Наверное, это основной антирецепт религиозного воспитания.

Чтобы наши дети хотели приходить в храм нужно запустить «радостные» ассоциации. Не путать это с «платой за посещение храма»: пойдешь в храм – куплю телефон/поедешь в любимый лагерь/дам 1000 рублей. Такие «пряники» немногим лучше «кнутов». Положительные ассоциации – это другое. Это – сделать посещение храма особенным событием, праздником.

Например, когда дети маленькие, надевать им в храм что-то особенно нарядное. Покупать что-то специально «для храма». Брать с собой перекусить после службы что-то вкусное. Если живем на окраине – ездить в храм в центр, после службы гулять, ходить в кафе, в гости. Или ездить на службу в интересные, важные для детей места – в монастыри, например, в красивые соборы. Бывать в храме, в который приходят наши друзья, знакомые, особенно здорово – наши друзья с детьми, ровесниками наших детей.

Полностью статью читайте на сайте Православие.ru

Анна Викторовна Воскресенских

Полезное видео для родителей: